Участие КНР в инфраструктурном строительстве на территории России и Казахстана. Инициатива «Один пояс, один путь»
DOI:
https://doi.org/10.24412.2072-8042-2021-1-93-105Ключевые слова:
ЕАЭС, Россия, Казахстан, КНР, “Один пояс, один путь”, Экономический пояс Шёлкового пути, инфраструктурное строительствоАннотация
Региональным проектом, способным оказать существенное влияние на реализацию транзитного потенциала России и Казахстана, стал Экономический пояс Шёлкового пути (ЭПШП) – сухопутное “плечо” масштабной инициативы “Один пояс, один путь”, предложенной Китаем в 2013 г. В статье установлено, что китайские инвестиции в транспортно-логистическую инфраструктуру двух стран главным образом направлены на строительство трубопроводов, железнодорожных и автомобильных дорог, а также создание транспортно-логистических хабов. При этом выявлено преобладание двустороннего формата в сотрудничестве России и Казахстана с КНР в области транспорта и логистики, что в определённой мере препятствует выработке инклюзивной позиции двух стран в формате ЕАЭС-Китай. С другой стороны, благодаря гибкости такого формата по темпам инфраструктурного строительства с участием китайских инвесторов Казахстан существенно превосходит Россию. Вместе с тем комплексная реализация транзитного потенциала этих стран с учётом перспектив, связанных с инициативой “Один пояс, один путь”, возможна лишь при условии выработки единых норм, подходов и регулятивных механизмов в области транзитных перевозок, а также строительства инфраструктурных объектов регионального значения в контексте Евразийского экономического союза (ЕАЭС).