Альянс как перспективная форма организации линейного судоходства в современной России

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24412/2072-8042-2025-7-83-91

Ключевые слова:

внешняя торговля России, логистика внешней торговли России, санкционный режим, линейное судоходство, международная морская перевозка контейнеров

Аннотация

Прошло уже более трех лет с того момента, когда российский рынок достаточно слаженно и оперативно покинули 7 из 8 крупнейших контейнерных перевозчиков (мейджоров), выполнявших рейсы в порты России. Помимо массового ухода компаний из списка мирового топ-10, отечественный рынок перестали обслуживать еще 4 компании из второй и третьей десятки мировых лидеров. Однако российский транспортно-логистический бизнес не только выдержал удар, но и уже к лету 2022 г. нишу ушедших линий заняли суда, находящиеся в оперативном управлении у перевозчиков из КНР, Турции, ОАЭ, Сингапура и, что крайне важно, – у российских компаний. Установлено, что на сегодняшний день морские перевозки контейнеров в Россию обслуживают 10 отечественных линий. Они совокупно оперируют судами (около 60 ед.) с достаточно небольшой совокупной вместимостью (около 45 тыс. ДФЭ), которые зачастую находятся в тайм-чартере, а регулярность предоставляемого сервиса составляет 1-2 раза в месяц. Представляется, что в случае возвращения мейджоров на российский рынок в том или ином виде отечественные перевозчики объективно столкнуться с проблемами. В этой связи, перспективной формой организации линейного бизнеса видится альянс. Формирование альянса российских линий может происходить с учетом советского опыта (правда с определенными оговорками) и потребует от перевозчиков ряда уступок, а от государства организационной и, вероятно, финансовой поддержки.

Биографии авторов

Егор Вадимович Пак, МГИМО МИД России

кандидат экономических наук, доцент,
кафедра УГМК «Международные транспортные операции» – заведующий кафедрой,
кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей (МЭО и ВЭС) им. Н.Н. Ливенцева – доцент

Андрей Моисеевич Голубчик, МГИМО МИД России

кандидат экономических наук, доцент,
кафедра УГМК «Международные транспортные операции» – доцент

Загрузки

Опубликован

04.09.2025

Как цитировать

Пак, Е. В., & Голубчик, А. М. (2025). Альянс как перспективная форма организации линейного судоходства в современной России. Российский внешнеэкономический вестник, (7), 83–91. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2025-7-83-91

Выпуск

Раздел

Внешнеторговая деятельность

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>