Стратегические аспекты российского экспорта услуг
Ключевые слова:
торговля услугами, экспорт, трансформации, способ поставки, сервисификация, специализация, потенциал, федеральный проект, поддержкаАннотация
В статье рассматриваются внешние условия, тенденции и направления российского экспорта услуг, а также задачи его государственной поддержки. Показаны новые возможности и риски в международной торговле услугами, изменения на мировом рынке услуг под влиянием происходящих структурно-технологических трансформаций. Определены специфические черты торговли услугами по сравнению с торговлей товарами. Текущие позиции России в международной торговле услугами достаточно слабые, но имеется значительный экспортный потенциал как в традиционных (туризм, транспорт, особенно международный транзит), так и в инновационных, интеллектуальных секторах услуг (компьютерных, технологических, образовательных, услуг креативных индустрий, др.). Реализации этого потенциала должен способствовать федеральный проект «Экспорт услуг», содержащий комплекс регуляторных и секторальных мер. Сформулированы предложения по перспективным направлениям и дополнительным мерам содействия российскому экспорту услуг, включая задачи по его адаптации к вызовам цифровизации экономики.