Франчайзинговый контракт: условия платежа и методика расчёта доходов и расходов франчайзера
DOI:
https://doi.org/10.24412/2072-8042-2023-9-38-46Ключевые слова:
франчайзинг, франчайзинговый контракт, финансовые потоки, франчайзинговые платежи, роялти, паушальный взнос, франшиза, методика расчёта, франчайзинговые предприятияАннотация
Многообразие платежей является особенностью финансовых потоков во франчайзинге. Помимо регулярных платежей в виде роялти, франчайзи выплачивает и паушальный взнос при заключении договора, а также другие согласованные с франчайзером платежи. Однако, при всём многообразии франчайзинговых платежей, в отечественной литературе отсутствует единая классификация и методика их расчёта. В результате, потенциальные франчайзи часто отказываются от покупки франшизы, избегая сложностей финансовых взаимоотношений с франчайзером. Но и франчайзеры часто рассчитывают платежи, руководствуясь субъективными факторами и не учитывая рыночной конъюнктуры. Опираясь на обзор отечественной и зарубежной литературы, статья анализирует финансовые потоки во франчайзинге и предлагает методику расчёта франчайзинговых платежей. Работа доказывает, что многообразие франчайзинговых платежей обусловлено экономической сущностью франчайзинга и что в основу механизма франчайзинговых платежей заложены объективные рыночные закономерности. Исследование анализирует механизм формирования и распределения франчайзинговых финансовых потоков, и его результаты могут применяться в практике работы франчайзинговых предприятий.