Концепция экосистемы в экономике и управлении: систематический обзор
DOI:
https://doi.org/10.24412/2072-8042-2025-3-49-65Ключевые слова:
бизнес-модель, технологическая платформа, управление, экосистема, экосистемная компанияАннотация
Цель. На основе выборки обобщить и систематизировать имеющиеся в российской научной литературе подходы к рассмотрению экосистемы в экономике и управлении, выделить изменения в понимании основных компонентов экономики, обусловленные формированием экосистемы, обозначить специфику вклада экосистем в развитие экономических процессов.
Задачи. Выделить и охарактеризовать структурные компоненты экосистемы как новую форму развития бизнеса. Определить особенности реализации деятельности на основе экосистемы с учетом организационно-структурного аспекта. В разрезе состава участников обозначить преимущества, которые они получают от развития деятельности на основе экосистемы.
Методология. Исследование проведено в три этапа. На первом этапе осуществлен запрос в поисковой системе научной электронной библиотеки eLibrary.ru по заданным параметрам с применением дополнительных фильтров. На втором – в результате ранжирования работ, найденных в рамках поискового запроса по количеству цитирований, сформирован реестр из пятидесяти исследований, имеющих наибольшее число цитирований, которые затем были оценены на основе критериев включения и исключения для содержательного анализа. Третий этап включает в себя систематизацию и синтез полученной информации из содержательного анализа отобранного материала.
Результаты. В управлении бизнесом экосистемы позволяют достичь определённых преимуществ, которые ранее не были доступны в рамках традиционных подходов к развитию деятельности. Структурно-организационный аспект и характер взаимодействия участников экосистемы, в отличие от традиционных технологий управления, обеспечивают гибкую адаптацию компаний к изменениям факторов деловой среды, а также формируют новое качество делового окружения. Основные характеристики экосистемы, раскрывающие ее особенности, включают технологическую модульность, координацию и совместное использование комплементарных ресурсов. При этом ключевую роль в формировании ценности играют интеллектуальные ресурсы и компетенции. Экосистемная компания, как совокупность компаний разных секторов экономики, нацелена на создание комплексного продукта и сервисов, предлагаемых в рамках развития зонтичного бренда. Ценность экосистемы для участников оценивается ее размером (масштабом), где выделяется прямая зависимость: «ценность экосистемы – число участников экосистемы – число новых пользователей», которая называется сетевым эффектом. Преимущества участия в экосистеме раскрываются через координацию, сотрудничество и кастомизацию, возможность которых обусловлена технологической составляющей инфраструктуры экосистемы.
Выводы. Исследование экосистемы как новой единицы экономического анализа с позиции развития практики организации и управления бизнесом позволяет определить возможности и ограничения реализации данной формы сотрудничества компаний. Роль функционирования экосистемы как новой организационной единицы для развития экономики раскрывается через формирование новых качеств деловой среды. К ним относятся «экосистемность» и «сетевизация», а их достижение определяет возможности развития инноваций.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Российский внешнеэкономический вестник

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
This work is licensed under CC BY-NC 4.0