Направления инновационной политики компаний во внешней торговле технологиями
DOI:
https://doi.org/10.24412/2072-8042-2024-11-112-129Аннотация
Интенсивные кризисные смещения структурных элементов в международном политическом и экономическом взаимодействии актуализируют важность выбора и обоснованности национальных стратегий для суверенного развития и сбалансированного поведения государств, в том числе для выстраивания технологического суверенитета, который предстает в составе глобальных национальных систем безопасности и воспринимается как оптимально построенный научно-образовательный и технологический потенциал, как совокупность стратегий управления технологическими процессами и модели оперативно-тактического создания инфраструктурных условий для создания и внедрения достижений НТП.
Цель статьи – определение направлений формирования стратегий активизации инновационности компаний для внешней торговли технологиями. Инновационность компаний в статье рассматривается с позиций построения и внедрения инновационных стратегий, активного инновационного поведения государственных институтов, науки, бизнеса, менеджмента и специалистов, развития инновационного маркетинга и менеджмента, повышения творческой активности кадрового состава, наукоемкости производства, профессиональных новаторских компетенций персонала. Выбор стратегий обусловлен назревшими, слишком долго и нерешительно решаемыми вопросами включения бизнеса в систему разработки и внедрения инноваций. Ограничения связаны с совокупностью проблем правового, инвестиционного, финансового, образовательного, научного и мотивационного плана. По каждой проблеме для компании важно определять цели, задачи и сформировать варианты стратегий повышения инновационности, начиная с оценки инновационного потенциала, активизации и мотивации кадров. Правовая, институциональная и научная регламентация решает задачи на уровне государства с вовлечением и проработкой стратегий на уровне отраслей, предприятий, бизнес-структур, на уровне НИИ, вузов,
инвестиционных компаний, общественных организаций. К стратегиям активизации поступательного движения и повышения инновационности предприятий автор рекомендует относить Стратегии оптимизации государственных заказов на научные и технологические разработки, Стратегии создания рынков для продукции на основе открытых и сквозных технологий, Стратегии мотивации, стимулирования интеграции науки и производства, Стратегии создания и пространственного размещения, наполнения геотерриториальной и региональной инфраструктуры, взаимодействия институтов финансового и инновационного развития, Стратегии кадрового (инженерного, исследовательского, проектного) обеспечения и укрепления отношений НИИ и вузов с помощью долгосрочной мотивации и стимулирования труда ученых. Разработка и внедрение стратегий инновационного развития в систему бизнес-процессов позволит активизировать бизнес, повысит прирост инноваций в экономике и уровень технологического суверенитета страны.