Конкуренция между владельцами цифровых платформ в мировой экономике
DOI:
https://doi.org/10.24412.2072-8042-2020-00005Ключевые слова:
Цифровые платформы, рынки с двусторонними сетевыми эффектами, эффект масштаба, экспроприация зоны уничтожения, приобретение зарождающихся конкурентов, отказ в доступе к данным, антимонопольное регулированиеАннотация
Интенсивное развитие цифровых технологий вызвало появление феномена, собирательно именуемого GAFA – компаний Google, Apple, Facebook и Amazon, которые продемонстрировали в последнее десятилетие экспоненциальный рост рыночной капитализа-
ции и растущую рыночную власть. Существует два подхода к объяснению причин доминирования крупнейших цифровых платформ. Первый в основу рыночной концентрации на рассматриваемых типах рынка ставит эффекты масштаба и сетевые эффекты, характерные для рынков с двусторонними сетевыми эффектами. Второй подход указывает в первую очередь на антимонопольное по-
ведение компаний, владеющих цифровыми платформами. Ввиду отсутствия надлежащих инструментов для оценки антиконкурентных эффектов поведения цифровых гигантов наблюдаются разные подходы в деятельности антимонопольных органов.