Практика развития экспорта китайскими ТНК
DOI:
https://doi.org/10.24412.2072-8042-2019-00038Ключевые слова:
глобальные цепочки стоимости (ГЦС), ТНК, экспорт, цифровая торговля, внешняя торговля, малый бизнес, Китайская Народная Республика (КНР), Экономический пояс Шелкового пути, Инициатива Один пояс один путьАннотация
Перед Россией стоит задача увеличения объёма несырьевого неэнергетического экспорта, которая осложняется нарастающим протекционизмом в мировой экономике. Китай успешно решает аналогичную задачу, поэтому актуально изучение китайского опыта. В исследовании установлено снижение значения внешней торговли для экономики Китая и рост значимости зарубежной деятельности китайских компаний. При этом деятельность ТНК Китая направлена, преимущественно, на продвижение домашней продукции на мировые рынки, а большинство зарубежных подразделений китайских компаний являются субъектами малого бизнеса. По сравнению с традиционным экспортом, зарубежные продажи ТНК обладают рядом преимуществ: 1) инициатива в формировании товарной номенклатуры экспорта; 2) прямой контакт с потребителями продукции, что позволяет выявить недостатки продукции и направления ее совершенствования; 3) возможность организовать послепродажное сервисное обслуживание и обновление программного обеспечения; 4) исключение нескольких звеньев торговых посредников, что перераспределяет добавленную стоимость в пользу китайского бизнеса; 5) создание дополнительного спроса на связанную с основным экспортом китайскую продукцию, а особенно услуги.
Особое значение имеет развитие новой формы ТНК – цифровой трансграничной онлайн торговли. Так исключается посредник в сегменте розничных продаж, прямой доступ к иностранным конечным потребителям означает максимизацию добавленной стоимости национального экспорта.